В чем состоит основное отличие теории Р. Филмера от современных концепций общества?
Основное отличие теории Роберта Филмера от современных концепций общества заключается в его подходе к происхождению политической власти и легитимности правления. Филмер был одним из представителей концепции абсолютной монархии и разработал теорию патриархата, которая была распространена в 17-18 веках.
Филмер считал, что политическая власть исходит из принадлежности всех людей к первоначальному «патриарху» — Адаму. Он утверждал, что Адам получил от Бога право на владение всей землей и передал это право своим потомкам, создавая таким образом принцип наследственной монархии. Согласно этой теории, монарх имеет божественное право править, и его власть не может быть оспорена или ограничена.
Современные концепции общества, напротив, развиваются на основе плюралистического и демократического подхода. Они отрицают идею божественного права и наследственной монархии, а вместо этого придерживаются принципа права на самоуправление и участие граждан в принятии политических решений. Современные концепции общества подчеркивают важность прав человека, равенства, справедливости и гражданского участия.
Таким образом, основное отличие теории Р. Филмера заключается в ее абсолютистском и монархическом характере, в то время как современные концепции общества акцентируют на демократических принципах, правах человека и участии граждан в политической жизни.
Критерий | Теория Р. Филмера | Современные концепции общества |
---|---|---|
Источник власти | Божье назначение и передача через цепочку отцовского правления (патриархат) | Согласие и участие граждан |
Легитимность правления | Божественное назначение и наследство | Согласие и демократические принципы |
Основа политической организации | Иерархическая система с первоначальным правом на власть у первого правителя | Равенство, справедливость и участие в принятии решений |
Права и свободы | Определяются властью и могут быть ограничены | Универсальные права и свободы, защищаемые государством |
Ориентация на общественное благо | Подчинение граждан исключительно власти правителя | Развитие и благополучие общества как цель политической системы |