Какие идеи легли в основу теории «Москва — Третий Рим»?

Теория «Москва — Третий Рим» была формулирована в Российском государстве в конце 15 века и развивалась вплоть до 16-17 веков. Она основывалась на следующих идеях:

  1. Идея континуитета: Теория «Москва — Третий Рим» предполагала, что Москва, как преемница Константинополя (Византии), стала новым центром православной цивилизации и наследницей духовного и политического наследия Римской империи. Таким образом, Москва претендовала на роль продолжения и продолжительности Римской империи в православном мире.
  2. Религиозная идея: Теория «Москва — Третий Рим» утверждала, что после падения Константинополя в 1453 году, Москва стала последним оплотом православия и истинной столицей православной веры. Она считалась защитницей и хранительницей православной традиции и единства против католической Западной Европы.
  3. Политическая идея: Теория «Москва — Третий Рим» служила основой для легитимации и укрепления центральной власти в Российском государстве. Она подчеркивала уникальность и высокое предназначение Москвы, а также особую роль русского монарха в качестве главы православной цивилизации. Это укрепляло авторитет и легитимность русского правительства.

Теория «Москва — Третий Рим» имела сильное влияние на российскую историю и самосознание. Она способствовала формированию идеи особой миссии России, ее роли в сохранении и распространении православия и единства православных народов.