Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства.

Сравните отношение авторов двух первых документов к проблеме конституционного устройства. Подумайте, почему для Маркса и Энгельса эта проблема имела второстепенное значение.

Первые два документа, на которые вы, вероятно, ссылаетесь, — это «Коммунистический манифест» (1848) и «Критика Готской программы» (1875), написанные Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В обоих документах конституционное устройство не является основной темой и занимает второстепенное положение. Вот почему:

  1. «Коммунистический манифест»: В этом документе Маркс и Энгельс излагают свою теорию и программу коммунизма. Они фокусируются на анализе исторического развития классового противоборства и капитализма. Их основной акцент — это классовая борьба, экономические отношения и переход от капитализма к коммунизму. Несмотря на то, что в «Манифесте» упоминаются политические и правовые аспекты, конституционное устройство не является центральной темой.
  2. «Критика Готской программы»: В этом документе Маркс и Энгельс критикуют программу Социал-демократической партии Германии (СДПГ), известную как Готская программа. Они выражают свои взгляды на социалистическую революцию и роль рабочего класса в этом процессе. Они основываются на классовой борьбе, экономической структуре общества и преодолении капитализма. В этом контексте конституционное устройство получает второстепенное значение.

Почему для Маркса и Энгельса конституционное устройство имело второстепенное значение? Одна из причин заключается в том, что они видели политическую сферу, включая конституционные формы правления, как отражение экономических отношений и классовой борьбы. Они полагали, что изменения в обществе будут происходить прежде всего через экономическую революцию и переход к коммунистической системе, а не через изменение конституций и политических институтов. Для них экономическая база общества определяла надстройку, включая политическую систему.

Таким образом, в контексте их теории и программы, Маркс и Энгельс видели конституционное устройство как отражение классовых отношений, но не в качестве первостепенного фокуса их работы.