Сравните ситуации в области образования в Советском государстве начала 1920-х гг. и конца 1930-х гг. В чём заключались изменения?

В области образования в Советском государстве начала 1920-х годов и конца 1930-х годов произошли значительные изменения, связанные с развитием идеологических и политических процессов.

В начале 1920-х годов после Октябрьской революции была провозглашена бесплатность и всеобщая доступность образования. Создавались новые школы, университеты и другие учебные заведения. Происходили изменения в содержании образования: было провозглашено принципиально новое идеологическое направление — пролетарский интернационализм и классовое обучение. Усиление демократических принципов позволило расширить возможности для всех слоев населения получить образование.

Однако к концу 1930-х годов ситуация в области образования изменилась. В связи с укреплением сталинской власти и усилением контроля над образованием, был введен централизованный идеологический контроль. Произошли массовые очистки в системе образования, многие ученые и преподаватели были уволены или подверглись репрессиям. Распространение идеологии коммунизма и лояльность к Советскому государству стали основными требованиями для преподавателей и студентов.

Также в конце 1930-х годов была проведена серия реформ, направленных на сокращение длительности обучения и повышение эффективности системы образования. Введение единого шестилетнего начального образования и укорочение сроков обучения в высших учебных заведениях позволили увеличить численность выпускников и удовлетворить потребности советской экономики в специалистах.

Таким образом, изменения в области образования в Советском государстве от начала 1920-х годов до конца 1930-х годов заключались в усилении контроля над образованием, централизации идеологического влияния, сокращении длительности обучения и повышении доли идеологической пропаганды.

Критерии изменений 1920-е годы 1930-е годы
Доступность образования Расширение доступа к образованию, открытие новых учебных заведений Усиление государственного контроля, централизация и стандартизация
Педагогические методы Внедрение активного, коллективного и практического обучения Идеологизация образования, ориентация на пропаганду коммунистической идеологии
Участие рабочих и крестьян Создание комиссий по делам народного образования с участием рабочих и крестьян Сокращение свободы, политика сталинизации, репрессии против неподходящих взглядов
Образовательные программы Практическая ориентация, развитие навыков и знаний для социалистического общества Идеологическая индоктринация, пересмотр учебных программ и учебников
Свобода в образовании Более свободная и экспериментальная ситуация Сокращение свободы, ограничение неподходящих взглядов
Таким образом, ситуация в области образования в Советском государстве претерпела ряд изменений, включая расширение доступа к образованию, изменение педагогических методов, участие рабочих и крестьян, централизацию и стандартизацию, идеологизацию образования и сокращение свободы в образовательном процессе.