Рассмотрите рисунок Его можно воспринимать по-разному: либо как два профиля, смотрящих
Рассмотрите рисунок 148, Б. Его можно воспринимать по-разному: либо как два профиля, смотрящих друг на друга (они чёрные), либо как вазу (она белая), которую окружает чёрный фон. Попробуйте найти оба изображения. Если это удастся, вы будете видеть то профили, то вазу, поскольку одно восприятие затормаживает другое. Назовите закон, который здесь проявляется. Происходит ли то же самое с другими фигурами?
На картинке мы можем наблюдать действие закона доминанты. Зрительные иллюзии дают нам возможность на одном и том же рисунке видеть разные силуэты.
Описанный вами рисунок 148, Б, иллюстрирует феномен, известный как «фигура-фон» или «переключение восприятия». Этот феномен проявляется в способности нашего визуального восприятия переключаться между различными интерпретациями одного и того же изображения.
В данном случае, вы можете видеть и интерпретировать изображение как два профиля, смотрящих друг на друга (черные фигуры), а также как вазу, окруженную черным фоном (белая фигура). Когда вы сфокусированы на одной интерпретации, другая интерпретация затормаживается или подавляется. Это объясняется тем, что наше восприятие стремится установить однозначное и стабильное восприятие объектов и их контекста.
Закон, который проявляется в данном феномене, известен как закон преимущества фигуры. Он гласит, что объекты или фигуры, которые выделяются или имеют более яркий контур, имеют большую вероятность быть воспринятыми как фигуры, в то время как фоновые элементы подавляются или игнорируются. В данном случае, когда вы видите два профиля, смотрящих друг на друга, эти профили выделяются и воспринимаются как фигуры, в то время как фоновая ваза подавляется. И наоборот, когда вы видите вазу, фоновый контур фигур подавляет их восприятие.
Феномен переключения восприятия и преимущество фигуры проявляются не только в данном конкретном рисунке, но и в других изображениях, где возможно различное толкование или интерпретация. Это связано с тем, что наше восприятие стремится к определенности и устойчивости, и поэтому выбирает одну интерпретацию из нескольких возможных, подавляя или игнорируя остальные.