Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
Рассудочная деятельность и условно-рефлекторная деятельность представляют собой два различных типа психической активности, которые отличаются по своей природе и особенностям.
Рассудочная деятельность (или интеллектуальная деятельность) связана с высшими психическими функциями, такими как мышление, решение проблем, планирование, анализ и принятие решений на основе логических и абстрактных операций. Она требует осознания, внимания, концентрации и обработки информации в сознании. Рассудочная деятельность включает в себя способность к анализу, синтезу, абстрактному мышлению, обобщению и использованию языка для выражения мыслей и идей. Этот тип деятельности характерен для человека и связан с его способностью к высокоорганизованному мышлению.
Условно-рефлекторная деятельность, с другой стороны, связана с автоматическими реакциями и поведением, которые формируются в результате обучения и условных рефлексов. Она включает в себя реакции организма на определенные стимулы на основе условных связей, которые были установлены в процессе обучения. Например, звук колокольчика может вызвать слюноотделение у собаки, если ранее этот звук был связан с предъявлением пищи. Условно-рефлекторная деятельность основана на непроизвольных реакциях организма, которые были приобретены опытом и связаны с определенными стимулами.
Критерии | Рассудочная деятельность | Условно-рефлекторная деятельность |
---|---|---|
Сложность | Более сложная | Более простая |
Осознанность | Осознанная | Без осознания |
Ментальные процессы | Мышление, анализ, решение проблем | Автоматические реакции |
Логические способности | Используются | Не требуются |
Степень контроля | Большой | Ограниченный |
Примеры | Решение математической задачи | Моргание в ответ на яркий свет |
Таким образом, основное отличие между рассудочной деятельностью и условно-рефлекторной деятельностью заключается в том, что рассудочная деятельность связана с высшими психическими функциями и осознанным мышлением, в то время как условно-рефлекторная деятельность связана с автоматическими реакциями на основе обучения и условных связей.