Были ли реформы Екатерины II после Пугачёвского восстания продолжением политики просвещённого абсолютизма?
Да, реформы Екатерины II после Пугачёвского восстания можно рассматривать как продолжение политики просвещённого абсолютизма, которую она проводила в своём правлении.
Просвещённый абсолютизм был политической и социальной философией, преобладавшей в Европе в XVIII веке. Он предполагал, что монарх должен использовать свою власть для проведения реформ, направленных на модернизацию общества, укрепление государства и совершенствование жизни подданных. Просвещённые монархи воспринимали себя как «слуг Государства» (servants of the state) и стремились совмещать абсолютную власть и просвещение.
Екатерина II исповедовала идеи просвещённого абсолютизма и ставила перед собой цель модернизировать Российскую империю. Она придавала большое значение просвещению и образованию, внедряла новые идеи и методы управления, а также проводила ряд реформ, направленных на укрепление государства и улучшение жизни подданных.
Некоторые из реформ Екатерины II, которые можно отнести к политике просвещённого абсолютизма, включали:
- Реформы в образовании: Она поддерживала и развивала систему образования, основанную на идеях Просвещения. Екатерина II создала новые учебные заведения, в том числе Лицей при Тобольском кадетском корпусе и Смольный институт для девочек, и пригласила иностранных ученых для преподавания в России.
- Реформы в правовой сфере: Она проводила реформы в судебной системе, стараясь сделать ее более справедливой и эффективной. Это включало создание Главного училища законов и нового кодекса законов — «Наказов».
- Реформы в административной системе: Екатерина II проводила ряд реформ, направленных на усиление центральной власти, модернизацию административного деления и улучшение управления в провинциях. Это включало создание губерний и назначение губернаторов.
Эти и другие реформы, проводимые Екатериной II, отражали принципы просвещённого абсолютизма, такие как стремление к модернизации, укреплению государства, совершенствованию образования и правосудия.