Можно ли сказать, что человек сначала познаёт внешний мир и ужо после этого начинает познавать самого себя?

Вопрос о том, что человек сначала познает внешний мир, а затем начинает познавать самого себя, является сложным и может иметь разные точки зрения в зависимости от философских, психологических и культурных подходов.

Одна из возможных точек зрения предполагает, что познание внешнего мира является первоначальным этапом развития человека. С самого рождения человек начинает взаимодействовать с окружающей средой, получая опыт через ощущения, восприятие и взаимодействие с другими людьми. В процессе этого взаимодействия человек узнает о мире вокруг себя, изучает его законы и структуры, приобретает знания и опыт. Только после этого он может начать задавать вопросы о самом себе, своих мыслях, чувствах и внутреннем мире.

С другой стороны, есть и другие точки зрения, которые отмечают, что познание самого себя и познание внешнего мира являются взаимосвязанными и параллельными процессами. Они не обязательно следуют строго последовательно, а могут развиваться одновременно и взаимно влиять друг на друга. Некоторые философские и психологические традиции, такие как феноменология и гуманистическая психология, подчеркивают важность исследования собственного сознания и опыта для понимания мира и создания смысла в нём.

В конечном счете, вопрос о том, что идёт первым — познание внешнего мира или познание самого себя, является сложным и подверженным разным толкованиям. Он может зависеть от индивидуального пути развития и опыта каждого человека, а также от философских и психологических убеждений и подходов.